НПК 2017

Научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся: теория, практика, инновации»

28 апреля 2017 года в Минском областном институте развития образования состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся: теория, практика, инновации». Мероприятие проведено в рамках ХVII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения!».

 

В работе научно-практической конференции приняли участие 160 педагогических работников, среди них представители Национального института образования, Академии последипломного образования, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, заместители начальников отделов образования, спорта и туризма райгорисполкомов, специалисты, курирующие профориентационную работу, педагогические работники учреждений образования Минской области, а также представители учреждений образования Могилевской, Гомельской, Гродненской областей, г. Минска, Эстонии, Казахстана.

Открывая работу конференции, ректор Минского областного института развития образования Светлана Владимировна Ситникова, кандидат педагогических наук, доцент, обратилась к присутствующим с приветственным словом, в котором отметила значимость и важность данной конференции, так как именно от правильного профессионального выбора каждого человека зависит не только его личное будущее, но и будущее всей страны.

Содержательным и насыщенным стало пленарное заседание.

Елена Александровна Бельницкая, методист высшей категории управления мониторинга качества образования НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, раскрыла вопросы организации профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения, так как профориентационная работа в учреждении образования направлена на оказание помощи учащихся в выборе профиля обучения и дальнейшего образовательного маршрута, выработку сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Огромный интерес у участников конференции вызвал доклад Татьяны Александровны Дибоу, аспиранта и лектора Таллинского университета, карьерного инфоспециалиста Северо-Восточного профориентационного центра в Эстонии «Rajaleidja», которая представила опыт организации профориентационной работы, раскрыла систему карьерных услуг в Эстонии, отметив, что формирование навыков по карьерному планированию является одной из ключевых компетенций государственной стратегии 2020 «Обучение всю жизнь».

Заинтересованно участники конференции слушали Алексея Александровича Охрименко, заместителя директора по научно-методической работе Института информационных технологий учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и  радиоэлектроники», кандидата технических наук, доцента, который в  своем выступлении рассказал о реализуемых проектах и программах, направленных на раннее приобщение школьников к информационным технологиям, раскрыл требования и ограничения, предъявляемые к специалистам в сфере IT, обратил внимание на изменение форм профориентационной работы по IT-специальностям.

Практический опыт профессиональной ориентации учащихся на профессии педагогической направленности был представлен в выступлениях Ольги Анатольевны Виткозаместителя директора по учебной работе Греской средней школы Слуцкого района, Натальи ПлатоновныТабачко, заместителя директора по воспитательной работе Сновской средней школы Несвижского района.

Работа конференции была организована в трех секциях, где представлялся опыт учреждений образований по профессиональному самоопределению учащихся и организации профориентационной работы в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования детей и молодежи.

В ходе работы секции «Теоретические и управленческие аспекты профориентационной работы» обсуждались теоретические и управленческие аспекты профориентационной работы, а также опыт практической реализации профориентации учащихся в современной образовательной среде Республики Беларусь и Казахстана.

Были заслушаны и обсуждены доклады, посвященные профориентации учащихся средствами учебных предметов в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения, использованию средств информатизации для решения профориентационных задач в процессе обучения. В ходе обсуждения участники секции пришли к мнению о необходимости широкого использования передового опыта профориентационной работы с сохранением лучших традиций белорусской и советской школ, учетом реалий сегодняшнего дня и прогноза кадровых потребностей экономики страны.

 

Участники секции «Профориентационная работа в учреждении образования» ознакомились с опытом организации профориентационной работы в гимназиях, кадетском училище, оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, на базе ресурсных центров.

В работе секции «Профориентация как условие успешной социализации личности в современном обществе» приняли участие педагогические работники учреждений образования Минской, Гродненской, Могилевской областей, г. Минска и Республики Казахстан.

В ходе работы секции были рассмотрены жизненные перспективы и профессиональное самоопределение подростков из полных и неполных семей, условия эффективной профессиональной ориентации молодежи в учреждениях профессионально-технического образования, дополнительного образования детей и молодежи, особенности организации профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития, представлены эффективные формы и методы профориентационной работы.

Участники конференции посетили выставку печатных и медиаизданий по организации профориентационной работы в учреждениях образования, подготовленную центром медиаресурсов и библиотечной работы Минского областного института развития образования.

К началу работы конференции был подготовлен и издан сборник материалов конференции.

Из отзывов участников о конференции:

  • Интересные, насыщенные, полезные выступления. Доброжелательная атмосфера, хорошее техническое оснащение.
  • Получили огромный опыт по организации профориентационной работы.
  • Хороший выбор докладчиков. Спасибо за сборник публикаций!
  • Очень интересно и содержательно!
  • Спасибо участникам конференции за представленный опыт.
  • Огромное спасибо организаторам конференции! Очень нужная и своевременная информация. Было познавательно и интересно. Узнали много нового.
  • Актуальная тема в современных условиях.

Программа конференции