24 сентября − Всемирный день моря

24.09.2020
Всемирный день моря был учрежден на 10-й сессии Ассамблеи Международной морской организацией (IMO).

Он входит в систему всемирных международных дней ООН, начиная с 1978 года, до 1980 года отмечался 17 марта. Затем стал отмечаться в один из дней последней недели сентября, а в каждой стране правительство само определяет конкретную дату. День моря посвящен проблемам повышения экологической безопасности морских перевозок, предупреждения загрязнения морской среды, в ч астности нефтью, сохранение биоресурсов и борьбы с браконьерством.

Цель Всемирного дня моря − привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят чрезмерный вылов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Каждый год он посвящен определенной актуальной экологической теме, а его проведение сопровождается различными природоохранными мероприятиями, экологическими акциями и митингами в разных странах мира.

Тема Дня моря 2020 года − «Устойчивое судоходство для устойчивой планеты» предоставляет возможность повысить осведомленность о целях в области устойчивого развития (ЦУР) и рассказать о деятельности Международной морской организации (IMO) по выполнению поставленных задач.

Международная морская организация (англ. International Maritime Organization, IMO), известная до 1982 года как Межправительственная морская консультативная организация (IMCO), является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Была создана для того, чтобы вывести регулирование безопасности судоходства на международный уровень и начала свою деятельность в 1959 году в Лондоне.

До IMCO под эгидой ООН инициированы такие ранее существовавшие конвенции, как Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (OILPOL) 1954 года. На протяжении всего своего существования IMCO, в дальнейшем переименованная в IMO, разрабатывала новые и обновленные конвенции по широкому кругу морских вопросов, охватывающих не только безопасность жизни и загрязнение морской среды, но и безопасное судоходство, поиск и спасание, удаление затонувших судов, измерение тоннажа, ответственность и компенсация, утилизация судов, обучение и сертификация моряков и пиратство. Например, в 1914 году после катастрофы на Титанике была принята Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS). Затем в Конвенцию SOLAS были внесены поправки с целью уделить повышенное внимание безопасности на море посредством Международного кодекса охраны судов и портовых средств (ISPS).

В 1973 году OILPOL была включена в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), которая является одной из важнейших международных морских экологических конвенций. Она был разработана с целью минимизировать загрязнение океанов и морей, что включает не только аварийные и эксплуатационные загрязнения нефтью, но и различные виды загрязнения химическими веществами, товарами в упаковке, сточными водами, мусором и загрязнение воздуха.

Первоначальная MARPOL была подписана 17 февраля 1973 года, но не вступила в силу на дату подписания. В связи с серией аварий танкеров в 1976−1977 годах был принят Протокол 1978 года, а поскольку Конвенция MARPOL 1973 года еще не вступила в силу, Протокол MARPOL 1978 года поглотил основную Конвенцию и 2 октября 1983 года вступил в силу объединенный документ. По состоянию на январь 2018 года участниками Конвенции являются 156 государств.

Таким образом, с 1959 года OILPOL находится под управлением и продвижением Международной морской организации (IMO).

В определенном смысле IMO является форумом, в котором государства-члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской среды.

По состоянию на 9 июля 2020 года в IMO со штаб-квартирой в Лондоне состоят 174 государства-члена и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао).

Ее цель − разработка и поддержка всеобъемлющей нормативно-правовой базы для судоходства, сегодня в ее компетенцию входят безопасность, экологические проблемы, правовые вопросы, техническое сотрудничество, безопасность на море и эффективность судоходства. IMO управляется собранием членов (секретариатом) и финансово − Советом представителей (исполнительным органом), избранных от собрания. Работа IMO осуществляется посредством пяти комитетов, которым оказывают поддержку технические подкомитеты. Другие организации ООН могут наблюдать за работой IMO. Статус наблюдателя предоставляется квалифицированным неправительственным организациям.

Секретариат сотрудников IMO представлен государствами-членами организации. Он состоит из Генерального секретаря, который периодически избирается Ассамблеей (высшим руководящий органом), и различных отделов, таких как отдел безопасности на море, защиты окружающей среды и секция конференций.

Энергоэффективность, внедрение новых технологий и инноваций, обучение персонала, обеспечение морской безопасности, управление судоходством и развитие инфраструктуры − все эти вопросы требуют глобальной стандартизации. IMO предоставляет институциональную инфраструктуру для решения этих вопросов безопасности и эффективности международных грузоперевозок, как залога будущих проектов в области «зеленой» экономики и устойчивого развития.