В рамках чтений были проведены многочисленные мастер-классы. Один из них – «Формирование патриотического сознания личности средствами трансформационной игры» – создан на основе авторской трансформационной игры «Служить нельзя косить». В Полоцке его представили:
- Виталий Анатольевич Ботяновский, психолог ООО «Инновационный Детский Образовательный Центр "Фабрика Звезд"», автор и ведущий трансформационных игр;
- Ирина Викторовна Ботяновская, магистр педагогических наук в области психологии, старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования»;
- Лариса Аркадьевна Мартынова, старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования».
«Трансформационную игру «Служить нельзя косить» мы представили впервые на фестивале «Псiхалагiчныя вакацыi» в 2018 году в Минском областном ИРО. Сутью таких игр является то, что в легкой, динамичной форме происходят серьезные изменения в ценностях, жизненных установках личности», – говорит Ирина Викторовна Ботяновская.
Виталий Анатольевич Ботяновский рассказывает:
– Трансформационная игра «Служить нельзя косить» – это авторский проект, направленный на формирование положительного отношения молодежи к воинской службе. Издревле воинская повинность, возможность служить своей Отчизне почитались за честь. Наша интерактивная игра делает важный шаг на пути к пониманию молодежью этой истины. Игра представляет собой последовательность заданий, которые участники выполняют индивидуально или в команде. Содержание заданий направлено на развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих «образа Я» личности в вопросах военной службы. Участники вместе проходят все этапы игры «Я до армии», «Служба в армии», «Жизнь после армии» и др. Юноши и девушки оценивают свои убеждения, опасения и намерения по поводу традиции служения в армии сквозь призму истории Отечества, семейной истории, моральных ценностей.
Лариса Аркадьевна Мартынова продолжает:
– В игре есть задания, в котором учащиеся работают с фрагментами Священного Писания о воинском служении. Вместе с ведущими, опираясь на святоотеческое толкование текстов, рассуждают, что говорит Священное Писание о войне и воинском служении. Также в команде участники выполняют и другие задания. Они рассуждают о Евангельских словах «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут»; объясняют понимание ими заповеди «Не убий»; анализируют значимость духовного феномена «смиренного осознания своих сил и вклада в победу»; высказывают мнение о благочестивых ратниках на справедливой войне; рассуждают о силе веры в защите Отечества. Есть задания, где ребята читают фрагменты писем бойцов с фронта Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, описания боевых действий других исторических периодов, воспоминания заключенных концлагерей, участников подполья, работников тыла и дают свой эмоциональный отклик. Также в игре используются такие методы, как драматизация, пантомима, эвристический анализ народных пословиц и высказываний о воинстве и служению Родине, рассказ о «военных историях» своей семьи. Совместная деятельность позволяет соприкоснуться с такими сторонами служения, как честь, отвага, самопожертвование, дружба, милосердие, долг, достоинство. Эти качества помогают молодому человеку взглянуть на свою жизнь с правильной и праведной стороны.
Некоторые отзывы участников мастер-класса:
- Если охарактеризовать работу мастер-класса одним словом – это «восторг»! Умело созданная мастерами-тренерами трансформационная игра захватила участников с первых минут. Профессионально подобранные задания не оставили равнодушными никого. Удивительно, что, выбирая этот мастер-класс, я думала, что он пригодится в основном в работе с учащимися. А после активного участия приняла решение, что такие игры обязательно нужно проводить с учителями и родителями. Эмоциональный отклик, активное познание. Одним словом – восторг. Спасибо за мудрость игры!
- Здорово, что форма проведения мастер-класса, с одной стороны, соответствует запросам подростков и юношества, с другой, решает педагогические, воспитательные задачи. Не директивные указания и занудливые назидания, а опосредованное, ненавязчивое влияние, причем с попаданием «точно в цель».
- Замечательная игра, очень интересный и эффективный метод! Сколько вариантов заданий можно придумать, сколько идей для работы с учащимися мы получили на этой игре!
- Невероятно эмоциональным для меня был момент, когда участники рассказывали «фронтовые истории» о своих родных. Это живые истории и свидетельства о поступках людей и испытаниях. Очень сильный проективный эффект, сразу думаешь: «А я бы так смог? А что бы я сделал?». Думаю, и ребят это заставит задуматься. Также находкой авторов игры являются задания, когда команды зачитывают отрывки из Святого Писания о воинстве и служении Отечеству, дают свое понимание, свой отклик. Мы увидели, какие важные чувства и рассуждения о патриотизме, самопожертвовании, верности, смелости, вере были провозглашены в кругу участников! Спасибо авторам за идею! Приняв участие, мы еще раз поняли – служению быть!