В учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, наибольшее количество обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) составляют учащиеся с интеллектуальной недостаточностью. Ранее образовательный процесс был организован в учебных группах только для данной категории лиц. Однако в последнее время в Республике Беларусь и области активно развивается интегрированное обучение и воспитание, направленное на обеспечение доступности образования. В связи с этим, а также для расширения спектра осваиваемых профессий, достижения ими успеха в обучении и социализации активно развивается форма совместного обучения – обучение в учебных группах, в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц (далее – учебные группы совместного обучения).
В учебных группах совместного обучения образовательный процесс организован одновременно для учащихся с разным уровнем образования, осваивающих различные образовательные программы, квалификации в течение разных сроков обучения.
Ежегодно изучаются и анализируются профессиональные намерения выпускников с ОПФР.
В соответствии постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.04.2007 № 35 все выпускники учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию детей с ОПФР, вспомогательных и специальных общеобразовательных школ-интернатов обследуются медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК) или врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) с целью подбора предполагаемой профессии для обучения, соответствующей состоянию здоровья.
По результатам обследования выдаются заключения, содержащие индивидуальные рекомендации с определением квалификаций, доступных учащимся для освоения, с учетом возможности их последующего трудоустройства.
Данные заключения служат основанием для формирования контрольных цифр приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования.
В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации» (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2022 № 54) в таблице 3 обозначены квалификации, рекомендованные для обучения лица с ОПФР при получении профессионально-технического образования.
В 2023/2024 учебном году выпуск учащихся, обучающихся на основе специального образования составил 67 человек, которые получили первое рабочее место и трудоустроены на 100%.
Анализ трудоустройства выпускников учреждений образования показывает, что закрепляемость на первом рабочем месте за период с 2020 по 2023 год составляет в среднем 69 %.
В 2024 году на уровень профессионально-технического образования на основе специального образования зачислено 70 человек (100% от плана приема). Из них 3 группы, в которых обучаются только лица с особенностями психофизического развития (срок обучения – 2 года) и 10 учебных групп, в которых обучаются лица с особенностями психофизического развития и иные лица (срок обучения – 1 год и 4 месяца).
Обучение осуществляется в 10 учреждениях профессионального образования по 6 специальностям и 7 квалификациям:
УО «Борисовский государственный строительный колледж» – специальности «Отделочные строительные работы» (квалификации «Штукатур», «Маляр»), «Изготовление мебели» (квалификация «Столяр»);
УО «Вилейский государственный колледж» – специальности «Ремонт сельскохозяйственной техники» (квалификация «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»), «Изготовление швейных изделий» (квалификация «Швея»);
ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж» – специальности «Ремонт сельскохозяйственной техники» (квалификация «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»), «Изготовление швейных изделий» (квалификация «Швея»);
УО «Копыльский государственный колледж» – специальности «Ремонт сельскохозяйственной техники» (квалификация «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»), «Изготовление швейных изделий» (квалификация «Швея»);
УО «Любанский государственный колледж» – специальности «Ремонт сельскохозяйственной техники» (квалификация «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»), «Отделочные строительные работы» (квалификация «Штукатур»);
УО «Молодечненский государственный колледж» – специальность «Отделочные строительные работы» (квалификации «Штукатур», «Маляр»);
УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж» – специальность «Отделочные строительные работы» (квалификации «Штукатур»);
УО «Смолевичский государственный колледж» – специальности «Овощеводство, садоводство и пчеловодство» (квалификация «Овощевод»), «Благоустройство территорий» (квалификация «Рабочий зеленого строительства»);
УО «Узденский государственный колледж» – «Изготовление швейных изделий» (квалификация «Швея»);
ГУО «Червенский строительный колледж» – специальность «Отделочные строительные работы» (квалификация «Штукатур).
В 2024/2025 учебном году профессионально-техническое образование получают 144 обучающихся из числа лиц с ОПФР, в том числе 73 – в 24 из 30 учебных групп, где образовательный процесс одновременно организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц.
В 2024/2025 учебном году образовательный процесс организован со сроком обучения: 2 года в 6 учебных группах; 1 год 4 месяца – в 24 учебных группах, в которых образовательный процесс организован для лиц с ОПФР и иных лиц.
На время обучения предоставляется всем желающим предоставляется общежитие.
свернуть