– Уважаемая Галина Николаевна, Вы уроженка Минской области, практически всю свою профессиональную жизнь проработали в системе образования Минщины. Кто из людей, с которыми Вам приходилось сталкиваться по работе, произвел на Вас самое большое впечатление? Помог? Поддержал? Может быть, удивил?
– Действительно, вся моя жизнь связана с Минской областью. Моя малая родина – город Борисов, где я появилась на свет и училась в школе. После окончания в 1991 году Минского государственного педагогического института им. М. Горького была направлена работать учителем химии в среднюю школу № 23 г. Борисова. Школу тогда недавно открыли, но вскоре она стала настоящей кузницей педагогических, управленческих кадров для Борисовского района. Это произошло благодаря тому, что там сложился очень хороший, высокопрофессиональный педагогический коллектив, который стимулировал работников к развитию, совершенствованию. Внутри коллектива в доброжелательной обстановке взаимопомощи и сотрудничества у людей вырабатывались навыки продуктивного взаимодействия, умение слышать и понимать других, учитывать их интересы. Поэтому, получив такой опыт, многие впоследствии занимали высокие должности в системе образования Минской области. И я именно в этой школе начала свой профессиональный рост, так что с благодарностью вспоминаю своих коллег того периода жизни.
Мне предложили занять должность заместителя директора по воспитательной работе. Через 9 лет, в 2004 году, я стала директором средней школы № 18 г. Борисова. И хотя руководила этой школой довольно непродолжительное время, 2,5 года, могу сказать, что мы с нашими добросовестными, трудолюбивыми педагогами сделали много для развития разных направлений образовательного процесса.
Когда меня назначили начальником отдела образования Борисовского райисполкома, как раз началось объединение образовательных систем города и района в единую систему. Это была сложная, глобальная, кропотливая работа. Она потребовала множества организационных преобразований, трансформации мышления педагогических и управленческих кадров, их психологической адаптации к новым условиям. Большую помощь в решении текущих и стратегических задач мне как районному руководителю оказали мои заместители. Раиса Григорьевна Романович, курировавшая учебный процесс, Николай Данилович Зеленкевич, который вел воспитательный блок, буквально подняли большие пласты работы.
Также хочу назвать Людмилу Эдуардовну Бачило, в то время директора гимназии № 1 г. Борисова. Опытная, мудрая, стоявшая у истоков создания одной из первых в республике гимназий, она сыграла значительную роль в моем профессиональном становлении. Помогала мне советами, и когда я была директором школы, и впоследствии, когда я стала начальником РОО.
На областной уровень я перешла благодаря начальнику управления образования Миноблисполкома Таисе Ивановне Данилевич, которая пригласила меня работать своим заместителем. Таиса Ивановна – по-настоящему значимая, масштабная фигура в истории образования Минщины. Как руководителя, ее отличали высокий профессионализм, умение быстро ориентироваться в ситуации и оперативно принимать грамотные управленческие решения. Таиса Ивановна стала моим главным наставником в профессиональной деятельности. Учила меня более широко смотреть на ситуацию, не шаблонно, не схематично, показывала несколько вариантов решения любой проблемы, оставляя выбор за мной. Это такой человек, которого я глубоко уважаю и которому до сих пор бесконечно признательна. Именно Таиса Ивановна, уходя с должности, порекомендовала меня на свое место.
Из периода работы начальником управления образования хочу отметить сотрудничество с Минским областным институтом развития образования и его ректором Светланой Владимировной Ситниковой. Вместе мы реализовали много перспективных проектов, внедрили инновационные направления работы.
Областной центр коррекционно-развивающего обучения тогда возглавляла Нина Константиновна Викторовская. Под ее руководством в области была выстроена эффективная система специального образования.
Большую помощь в моей деятельности оказывало налаженное взаимодействие с областным профсоюзом работников образования и науки и личное взаимопонимание с возглавлявшим его в то время Николаем Николаевичем Башко. Мы поддерживали друг друга во всех начинаниях, это было партнерство на высоком уровне.
– На Ваш взгляд, чем система образования Минской области отличается от других региональных систем образования?
– Специфика системы образования Минщины – то, что в ней нет областного центра. Вокруг столицы кольцом расположился Минский район, требующий особо тонких подходов в управлении. В густонаселенных поселках и деревнях этого района нередко возникают проблемы с наличием мест в детских дошкольных учреждениях и школах. Тем не менее, у областного руководства системы образования совместно с Минским райисполкомом всегда получалось грамотно выстроить управленческую вертикаль в сфере образования Минского района, а потому развитие происходило целенаправленно и динамично.
Еще одна отличительная особенность – отсутствие в области учреждений высшего образования. Вследствие этого очень развита и оптимизирована сеть учреждений среднего специального и профессионального образования. Много в области и сельских учреждений образования, где есть свои нюансы и в развитии материально-технической базы, и в обеспечении педагогическими кадрами. Все это необходимо учитывать на уровне областного управления при определении стратегии развития региона.
Необходимо отметить и наличие таких учреждений образования, которые хорошо известны в республике и являются знаковыми для системы образования Минщины, – Минский областной лицей и Минское областное кадетское училище.
– За годы своей работы Вы прошли путь от учителя до начальника управления образования Миноблисполкома. Назовите самый большой повод для своей профессиональной гордости.
– Невозможно выделить только один повод для гордости. На каждом этапе деятельности были весомые поводы чувствовать удовлетворенность результатами проделанной работы. И это необязательно должны быть громкие успехи. Например, в каком-то населенном пункте построили новый детский сад, школу, решили проблему жителей – разве это не основание для гордости? Наши учащиеся регулярно участвовали в международных конкурсах, завоевывали награды – а это разве не высокая оценка нашей работы, не повод порадоваться? Но если все же говорить о самых знаковых событиях, к таким, несомненно, можно отнести победу учителя средней школы № 11 г. Молодечно Виктора Эдуардовича Жука на республиканском конкурсе «Учитель года» в 2014 году. Это достижение было долгожданным, ведь представители Минской области всегда достойно участвовали в профессиональном состязании, но чуть-чуть чего-то не хватало до «золотого» результата. И он был достигнут, причем на юбилейном 10-м конкурсе. Немалый вклад в это внесли управленцы своей грамотной работой по созданию условий для профессионального развития педагога, его качественной подготовки к республиканскому конкурсу.
– В настоящее время Вы трудитесь в Исполнительном комитете СНГ. Как опыт работы в системе образования Минской области помогает Вам на этом поприще?
– Действительно, с 2017 года я являюсь советником департамента гуманитарного сотрудничества общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ. На этой должности курирую сферу образования Содружества. И конечно, для меня стало огромным подспорьем в работе то, что я хорошо изучила систему образования в нашей стране. Безусловно, для выполнения обязанностей на новом уровне пришлось расширить свои знания, изучить принципы функционирования систем образования в Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации и других государствах – участниках СНГ, чтобы видеть, какие у них есть точки соприкосновения, где есть возможности для совместных проектов. Свою работу я организую через Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, в который входят министры образования, их заместители и председатели высших аттестационных комиссий. В компетенцию Совета входит принятие соглашений, разработка концепций, регулирующих объединительные процессы. Например, под эгидой Совета успешно работает Сетевой университет СНГ, объединяющий 46 учреждений высшего образования и осуществляющий подготовку магистров по 30 специальностям для стран Содружества. Также Совет раз в 2 года организует проведение съездов учителей СНГ. Кстати, всегда очень приятно на этом мероприятии в составе белорусской делегации видеть представителей Минской области. Недавно по инициативе белорусской стороны при поддержке Совета начали проводить Международный фестиваль педагогического мастерства среди специалистов стран СНГ. Председательство в Совете каждый год переходит к одному из государств Содружества. 4 октября функции председателя Совета начала исполнять первый заместитель министра образования Республики Беларусь Ирина Анатольевна Старовойтова.
– Ваши пожелания педагогам и учащимся в канун 85-летия Минщины?
– Я горжусь тем, что родилась, живу и большую часть времени проработала в Минской области. Наш регион всегда занимал высокие позиции во всех сферах деятельности. Среди них одна из самых важных – образование, так как от его качества зависит будущее нашего общества. Желаю, чтобы педагоги Минщины под умелым руководством главного управления по образованию Миноблисполкома продолжали добросовестно и сплоченно работать, воспитывать новые поколения. Пусть у наших педагогических работников в жизни все складывается благополучно, крепкое здоровье будет надежным фундаментом для плодотворной работы, а их труд с благодарностью оценят ученики, родители и руководство. Пусть учащиеся будут готовы впитывать знания, моральные установки, которыми с ними щедро делятся мудрые педагоги, и воплощать все это в жизнь.
Беседовала Наталья Константинова