Подведены итоги научно-практической конференции с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся»

25.04.2018
19-20 апреля 2018 года в Минском областном институте развития образования состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся».


В работе конференции приняло участие более 180 представителей образования и науки, среди них представители Национального института образования, администрации Парка высоких технологий, Совета молодых ученых Национальной академии наук Беларуси, учреждений дополнительного образования взрослых, руководители, заместители руководителей, педагогические работники учреждений образования Минской, Брестской, Витебской, Гомельской, Могилевской областей, г. Минска, Литвы, Украины, Российской Федерации.

Перед началом конференции участники ознакомились со стендовым представлением исследовательских работ учащихся учреждений образования Минской области, обладателей дипломов различных конкурсов, в том числе и международных, о ходе подготовки и результатах которых рассказали педагоги – руководители работ.

Открывая работу конференции, проректор по научно-методической работе Минского областного института развития образования Краснова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент, обратилась к  присутствующим с  приветственным словом, в котором отметила актуальность, значимость и важность конференции по данной теме.

Содержательным и насыщенным стало пленарное заседание.

Краснова Марина Алексеевна, проректор по научно-методической работе Минского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент, осветила вопросы внедрения исследовательского метода в учебный урок, при использовании которого современный урок постепенно из урока получения знаний становится уроком добывания знаний.

Огромный интерес у участников конференции вызвал доклад Зеленко Ольги Владимировны, заместителя директора по научно-исследовательской работеНационального института образования, доктора педагогических наук, доцента, которая отметила, что в условиях развития современного педагогического образования методологической основой разработки научно-методического обеспечения для общего среднего образования становится компетентностный поход и компетентностно-ориентированные задания по учебным предметам.

Заинтересованно участники конференции слушали Тиринову Ольгу Игоревну, ведущего научного сотрудника лаборатории начального образования Национального института образования, кандидата педагогических наук, доцента, которая рассказала о возможностях реализации компетентностного подхода в новом учебно-методическом комплексе по обучению грамоте младших школьников.

Борщевская Елена Валерьевна, старший научный сотрудник лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования,магистр педагогических наук, в  своем выступлении остановилась на особенностях реализации компетентностного подхода в учебной и учебно-методической литературе по  биологии: изменениях в содержании биологического образования, специфике дидактических материалов и компетентностно-ориентированных заданий.

Практическим опытом создания школ новаторства руководящих, научно-педагогических и педагогических работников последипломного образования, а также сетевого взаимодействия и эффективного функционирования педагогических сообществ в образовательной системе Украины поделилась Билык Надежда Ивановна, профессор кафедры педагогического мастерства Полтавского областного института последипломного педагогического образования имени М. В. Остроградского, доктор педагогических наук, доцент.

Мартинкевич Александр Михайлович, заместитель директора по  маркетингу и развитию Администрации Парка высоких технологий, в  своем выступлении интересно и ярко рассказал о проектах и программах, реализуемых Парком высоких технологий, которые направлены на  приобщение школьников к  информационным технологиям, обосновал их  практическую значимость и необходимость для современного человека.

О важности развития сложносистемного мышления у современных школьников и его значимости рассказал участникам конференции Колесников Андрей Витальевичстарший научный сотрудник Центра философско-методологических и междисциплинарных исследований Института философии Национальной академии наук Беларуси, кандидат философских наук, доцент.

Работа конференции была продолжена на пяти дискуссионных площадках, где участники обсудили вопросы организации проектной и  исследовательской деятельности, проблемы и пути их решения, поделились практическим опытом:

научно-исследовательская и методическая деятельность педагога;

формирование компетенций учащихся на основе использования метода исследования в процессе обучения;

организация проектной деятельности учащихся в процессе обучения как  способ формирования компетенций;

организация работы научных обществ учащихся;

проектная деятельность учреждений образования.

Члены Совета молодых ученых Национальной академии наук Беларуси в  формате публичных лекций рассказали об особенностях организации научной работы со школьниками, функционировании ученического кружка в  стенах научно-исследовательского института, будущем энергетики.

Второй день конференции открылся стендовой сессией победителей Международного фестиваля профессионального мастерства «Познание в  сотворчестве», на которой педагоги Минщины представили эффективный опыт организации проектной и исследовательской деятельности, а также был презентован проект «Школьный STEM-парк».

Затем участники конференции получили возможность посетить мастер-классы.

В ходе мастер-класса «Чтение с увлечением»: стратегия продвижения чтения среди учащихся» Малиновский Василий Владимирович, заместитель директора по учебно-методической работе гимназии № 10 г.  Молодечно, не  только ознакомил участников со  стратегиями продвижения чтения, но  и  вовлек в работу: участники сочиняли истории, создавали проекты, оформляли постеры и  презентации, демонстрировали созданные рекламные ролики.

Озем Геннадий Зенонович, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин и  информатики Минского областного института развития образования, кандидат географических наук (мастер-класс «Как выбрать тему учебного исследования?»), представил алгоритм разработки учебно-исследовательских проектов, и участники мастер-класса ознакомились с  эффективными приемами выбора темы, определения объекта, предмета и  проблемного поля исследования.

Сотрудники кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования Ботяновская Ирина Викторовна, Мартынова Лариса Аркадьевна(мастер-класс «Трудности руководства: анатомия страха») в интерактивном режиме смогли «препарировать» осознаваемые и неосознаваемые профессиональные и личностные страхи (тревоги, опасения, сомнения) участников, связанные с разработкой и руководством исследованиями учащихся, помогли понять их природу и наметить пути дальнейшего взаимодействия.

С алгоритмом повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов в учреждениях дошкольного образования,  способами проектирования и конструирования электронных образовательных ресурсов ознакомились участники мастер-класса «Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях проектной деятельности», который провели Жук Марина Михайловна, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 2 г. Фаниполя Дзержинского района, Рычкова Галина Анатольевна, заместитель заведующего по основной деятельности дошкольного центра развития ребенка г. Фаниполя Дзержинского района, Шиптенко Юлия Михайловна, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 2 г. Дзержинска.

На мастер-классе «Формирование исследовательских компетенций младших школьников в образовательном процессе» учителя начальных классов гимназии № 10 г. Молодечно Баштык Елена Григорьевна и Самаль Валентина Андреевна презентовали эффективные формы работы по  формированию исследовательских компетенций учащихся: постановка проблемы, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, аргументация выводов, а также разработали проблемные ситуации для решения исследовательских задач.

Участники конференции посетили выставку печатных и  медиаизданий по  организации проектной и исследовательской деятельности, подготовленную центром медиаресурсов и  библиотечной работы.

К началу работы конференции был подготовлен и издан сборник материалов конференции.

Из отзывов участников конференции:

•        Интересно, креативно, полезно, практико-ориентированно.

•        Цікава, карысна, змястоўна.

•        Ново, современно, интересно, заразительно.

•        Понравился широкий спектр освещаемых вопросов, состав конференции, научный подход.

•        Шмат карыснай інфармацыі, якую можна скарыстаць ва ўласнай практыцы.

•        Мастер-классы содержательны, интерактивны, креативны.

•        Интересные и содержательные мероприятия.

•        Инновационные подходы и приемы открыли огромную перспективу для дальнейшей работы.

•        Огромное спасибо организаторам конференции за созданную доброжелательную атмосферу.

•        Благодарность организаторам конференции за возможность общения с профессионалами, талантливыми людьми.