МИНЩИНЕ – 85!

27.12.2022
ИНТЕРВЬЮ С ОТЛИЧНИКОМ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТЛИЧНИКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГЕОРГИЕМ ИВАНОВИЧЕМ НИКОНОВИЧЕМ

– Георгий Иванович, с чего начинался Ваш путь в профессию? Что было для Вас главным в этом выборе?

– Считаю, что при выборе профессии для любого человека главную роль играют семья и школа. Я родился в семье учителей, и это, несомненно, изначально определило интерес к профессии педагога. Отец преподавал математику и физику, мама была учительницей начальных классов. Естественно, что я, как мальчик, в первую очередь ориентировался на отца как на пример для себя. Благодаря высокому профессиональному мастерству школьного учителя физики я еще сильнее увлекся этим предметом.

Нашей школой руководил очень авторитетный в системе образования человек Анатолий Филиппович Финский. Выпускники, добившиеся значительных успехов в жизни, сохраняли к Анатолию Филипповичу искреннее уважение и поддерживали связь со школой. Например, двое из них работали преподавателями в МГУ и помогли на достойном уровне оборудовать школьный кабинет физики. Там было столько любопытного и даже захватывающего для мальчишки! А еще так совпало, что, когда я учился в старших классах, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Это вызвало всеобщий подъем интереса к технике, физике. Заниматься этой наукой считалось очень престижно. Все факторы сложились вместе и привели к моему решению поступать в Минский государственный педагогический институт имени М. Горького на специальность «физика».

– Георгий Иванович, что значат для Вас годы работы в школе, отделе народного образования Клецкого райисполкома Минской области, управлении образования Миноблисполкома, Департаменте контроля качества образования Министерства образования?

– На последнем курсе для прохождения педагогической практики я сам попросил направить меня в сельскую школу. Считал, что это дает больше возможностей, чтобы сразу окунуться с головой в работу, развить свои профессиональные навыки. Поэтому начал трудовую деятельность как учитель физики в Гацуковской средней школе Слуцкого района. Затем работал в Клецкой средней школе (позже она стала Клецкой средней школой № 2). Считаю, что именно это время было самым творческим в моей профессиональной биографии. Многие считают физику сухим предметом, но на самом деле это предмет, максимально способствующий развитию ученика. Он дает знания о законах природы, представления о происходящих в природе процессах и понимание того, что все они взаимосвязаны. Но чтобы дети осознали, насколько важен этот предмет, учитель должен вызвать у них живой интерес. Иначе у детей не будет стимула к изучению физики, и даже оценки не смогут поднять их мотивацию.

Учитель наиболее близко взаимодействует с учениками, непосредственно влияет на развитие и становление их личности. Задача учителя – так преподносить знания и ставить задачи, чтобы одновременно дать возможность раскрыться самым способным детям и поднять уровень по каким-то причинам отстающих. Кстати, ведь среди таких причин нередко – семейное неблагополучие, отсутствие внимания родителей к ребенку и его занятиям. Учитель должен стараться хоть в какой-то мере компенсировать это отсутствие внимания.  

В 25 лет меня назначили директором Клецкой районной очно-заочной средней школы. В тот период основные усилия мне приходилось направлять на организационные моменты, посещать трудовые коллективы, чтобы привлекать рабочую молодежь на учебу. А в 28 лет я стал директором Клецкой средней школы № 2, в которой когда-то учился. Именно там происходило мое становление как руководителя. Я изучал психологические аспекты взаимоотношений в коллективе, директора школы с педагогами. Видел главную цель нашей работы не в том, чтобы дать документ об образовании, а чтобы через учебный процесс воспитать личность.

Назначение заведующим отделом народного образования Клецкого райисполкома дало мне возможность применять свои силы и способности в создании целостной системы работы на уровне района. Первоочередная задача для управленца – подбор кадров. Нельзя прийти в школу учителем и всю жизнь проработать на одном уровне. Как педагог может состояться лишь тот, кто постоянно повышает свою профессиональную квалификацию. Создавать для этого условия и стимулы должны именно управленцы. На должности заведующего РОНО я уделял пристальное внимание молодым педагогам, направил, может, даже подтолкнул многих из них к тому, чтобы они выросли до руководителей.

Начальником управления образования Миноблисполкома я стал в такое интересное время, когда наша система образования открылась для международного опыта. В ней происходило немало позитивных перемен, и я как руководитель областного уровня непосредственно участвовал в этих процессах. Началась компьютеризация учреждений образования, дифференциация и профилизация обучения. Кстати, освоить необходимые в новых условиях знания педагогам помогал Минский областной институт усовершенствования учителей (сейчас – Минский областной институт развития образования). Самое серьезное внимание было направлено на решение проблемы сиротства, ведь до того почти в каждом районе работало сиротское учреждение интернатского типа, после которого детям очень сложно было адаптироваться к жизни в социуме. Мы начали широко внедрять альтернативные варианты: создавать учреждения семейного типа, активизировать работу по усыновлению детей. Новые веяния затронули и специальное образование. После изучения международного опыта мы решили вывести учащихся с особенностями развития из «закрытых» школ, развивать интегрированное обучение.

Как примечательный факт отмечу, что при управлении был создан второй в республике после г. Минска учебно-методический кабинет.

Когда в профильном министерстве был организован Департамент контроля качества образования, меня пригласили работать заместителем директора. В то время еще не существовало единого подхода к выделению критериев контроля качества организации учебно-воспитательного процесса. И я принимал участие в их разработке. Мы создали единую систему контроля управленческой деятельности в системе образования Республики Беларусь, осуществили проверки всех областных управлений образования. На этом уровне деятельности мне потребовалось обобщить весь предыдущий опыт работы.

– Огромный объем работы и ответственность требовали колоссального напряжения сил. Вы умели отдыхать? Что было для Вас отдыхом?

– Я всегда любил путешествовать, и как только появлялась малейшая возможность, тут же собирался в дорогу. Особенно благоприятным для этого было время, когда я работал учителем, так как целое лето оставалось свободным. Я объездил Кавказ, неоднократно бывал на Черном море, посетил Чехию. Конечно, много путешествовал по Беларуси. На основании опыта могу с уверенностью утверждать, что в нашей родной стране есть все необходимое для полноценного отдыха человека. Сколько живописных мест, какие прекрасные, чистые озера Нарочь, Свитязь!

Когда стал руководителем, для продуктивной работы необходимо было периодически проходить курс реабилитации. Предпочитал восстанавливать силы в белорусских санаториях. Хотя, по правде сказать, управленец даже на отдыхе – мыслями в работе. Переключиться полностью невозможно, так как управленческая деятельность требует полной отдачи сил. Ведь в любой момент может возникнуть ситуация, когда необходимо твое личное вмешательство, оперативное принятие решения. Но в результате я чувствовал не упадок сил, а удовлетворенность от того, что сделал что-то полезное, причем в такой важной сфере, как образование. Образование – основа основ, именно педагоги готовят специалистов для всех отраслей экономики, для науки, культуры.

– Год исторической памяти. В чем Вы видите основные смыслы этого года?

– Это осознание своих корней, откуда, от кого мы произошли. Как-то я присутствовал на творческой встрече с известным писателем Владимиром Степановичем Липским, и он сказал: «У кожным беларусу ёсць ген беларускасці». Для каждого гражданина нашего государства очень важно изучение истории страны, биографий выдающихся национальных деятелей, произведений великих творцов Янки Купалы и Якуба Коласа, чьи юбилеи как раз отмечались в этом году. На белорусской земле уже в XIII веке существовало государство с высоким уровнем развития. Наш долг – сохранить родной язык, культуру, сделать все возможное, чтобы страна и в будущем занимала достойное место в мире. Работа в этом направлении проводилась в системе образования всегда.

Например, еще когда я учился в Клецкой средней школе, учащиеся под руководством учителя географии Дорофея Максимовича Чёрного участвовали в раскопках, организованных Академией наук. Ведь Клецк – старейшее белорусское местечко, основанное в 1127 году на широкой судоходной реке Лань. Там был построен первый замок семейства Радзивилов, который впоследствии сгорел. Неудивительно, что в процессе раскопок было найдено много ценных экспонатов. Часть из них передали в Минск, в Национальный исторический музей. Остальные экспонаты были использованы для создания школьной экспозиции. Позже, когда я уже был директором школы, мы собственными силами построили рядом двухэтажное здание и открыли в нем свой этнографический музей. Сейчас это – Клецкий районный историко-этнографический музей. Именно на местном материале, изучении истории малой родины лучше всего формировать национальное, гражданское сознание учащихся, воспитывать патриотизм. Поэтому во время работы заведующим РОНО я содействовал тому, чтобы в разных школах открывались местные музеи.

– Георгий Иванович, каковы Ваши пожелания в канун 85-летнего юбилея Минской области?

– В последние годы система образования Минской области динамично развивается. Открываются новые учреждения образования, ремонтируются существующие. Материально-техническая база учреждений находится в хорошем состоянии. Все это происходит при поддержке председателя Миноблисполкома Александра Генриховича Турчина. Серьезно совершенствуется образовательный процесс, внедряются новые формы педагогической работы. Желаю, чтобы каждый учащийся Минской области имел возможность раскрыть свои способности, реализовать себя. Именно на создание соответствующих условий должна быть направлена комплексная работа администраций и коллективов учреждений образования. А управленческие структуры должны помочь в этом каждому учреждению.

Беседовала Наталья Константинова