Организаторами мероприятия выступили Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и Минский областной институт развития образования.
Проблемное поле научно-практического семинара включало следующие аспекты:
стратегия развития инклюзивного образования;
формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса;
практика работы учреждения образования в условиях инклюзивного образования;
роль опорных учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию детей с особенностями психофизического развития, в инклюзивном образовании;
создание инклюзивного образовательного пространства в учреждениях профессионально-технического образования.
использование различных средовых ресурсов в работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;
оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи родителям детей с особенностями психофизического развития.
Мероприятие открыла Татьяна Валентиновна Апранич, начальник главного управления по образованию Минского облисполкома. Татьяна Валентиновна выразила надежду на то, что встреча коллег-единомышленников будет способствовать дальнейшему развитию учреждений образования, внедрению в работу педагогов современных образовательных технологий и приведет к новым профессиональным достижениям.
Феклистова С.Н., заместитель директора Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент, выступила с докладом «Ресурсное обеспечение инклюзивных процессов в Республике Беларусь».
Лисовская Т.В., заведующий лабораторией специального образования Национального института образования, доктор педагогических наук, доцент, представила доклад «Компетентностный подход в образовании детей с особенностями психофизического развития».
Фалевич Е.Ю., начальник отдела научно-методического обеспечения общего среднего образования и образования лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования Республиканского института профессионального образования, посвятила свое выступление состоянию и тенденциям профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Соловьева О.А., заместитель начальника центра научно-методического обеспечения воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования Республиканского института профессионального образования, кандидат педагогических наук, выступила с докладом «Создание инклюзивного образовательного пространства в учреждениях профессионального образования».
В рамках научно-практического семинара была организована работа 5 секций:
«Инклюзивные процессы в дошкольном образовании»;
«Инклюзивные процессы в общем среднем образовании»;
«Работа с семьей ребенка с особенностями психофизического развития»;
«Траектории получения профессионального образования лицами с особенностями психофизического развития»;
«Современные технологии работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями».
В ходе работы каждой из секций были разработаны предложения по совершенствованию деятельности, направленной на развитие инклюзивных процессов в образовании.
Все участники научно-практического семинара получили пособие «Интеграция в рынок труда выпускников вспомогательных школ-интернатов», изданное Белорусским государственным педагогическим университетом им. Максима Танка и благотворительным фондом «Детские дома Беларуси» (Нидерланды) по итогам реализации международного проекта, а также сборник материалов «Программы адаптационных тренингов для учащихся первых курсов ПТУЗ, ССУЗ», изданный Республиканским институтом профессионального образования.
Участники мероприятия высоко оценили представленный в ходе работы секций опыт обучения и воспитания детей с ОПФР, формирования инклюзивной культуры, оказания помощи семьям «особых» детей и отметили его несомненную практическую значимость.