Читайте в свежем номере журнала «Образование Минщины»

20.02.2019
Информационно-методический журнал «Образование Минщины» подготовил ряд статей на актуальные темы. Читайте в № 1 за 2019 год:

Недвецкая Т. М., Елупахина А. В. «Дошкольная дидактика» (начало см. в № 6, 2018 г.)

В прошлом номере авторы вели диалог с читателем об особенностях обучения детей дошкольного возраста на занятиях. В этом номере они рассматривают формы организации обучения дошкольников, уточняют роль и место занятий в жизни ребенка, представляют классификацию занятий по форме обучения, дидактическим задачам, содержанию дошкольного образования.

Дошкольные психологи уверены:

Ребенок познает разнообразие окружающего мира в процессе жизнедеятельности. Усвоенные им представления жизненны, реалистичны, некоторые из них в полной мере достоверны. Таким образом, познавательный опыт дошкольника становится ценным для его саморазвития. Вместе с тем самостоятельное ознакомление ребенка с окружающим миром происходит хаотично и бессистемно. Упорядочить детский опыт, содействуя его осмыслению, конкретизации и полноценности, позволяет специально организованное взаимодействие ребенка и взрослого на занятии. Неорганизованное внимание детей педагог сосредотачивает на конкретных предметах и явлениях, их свойствах и качествах, таким образом обучает правильным способам действий, стимулирует познавательный интерес.

Кроме того, на страницах «Образование Минщины», авторы предлагают ознакомиться с примерами доминантных, комплексных и интегрированных занятий.

 

Курманова Г. К., Насонов М. М. «Успешная семья – успешный ребенок»

Начальник отдела по связям с общественностью и издательской деятельности ФАО «НЦПК “Өрлеу”» ИПК ПР по Павлодарской области (Республика Казахстан) и руководитель ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 4 г. Павлодара» рассказывают о работе с родителями учащихся с особыми возможностями развития (ОВР), основываясь на стратегии корпоративного обучения.

Как известно, большинство семей не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка с ограничениями в здоровье. В такой ситуации родителям присущи повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, закрытость во взаимоотношениях с социумом. Некоторая часть мам и пап считают себя ущербными, а порой виноватыми в рождении такого ребенка. Для многих родителей характерна особая ранимость, переходящая порой в агрессию к тем, кто отчуждает их детей с ОВР от права воспитываться наравне со здоровыми сверстниками.

Основные задачи корпоративного обучения – формирование во всем родительском коллективе командного духа, атмосферы сотрудничества, совместный поиск решения проблем воспитания и эффективных путей социализации детей с ОВР. О том, как этого достигают специалисты из Казахстана, читайте в статье «Успешная семья – успешный ребенок».

 

 

Кунявская М.А. «Методические фокусы из литературной копилки»

В Минском областном институте развития образования в рамках нового проекта «Марафон успешных практик» состоялась встреча белорусских учителей русского языка и литературы с известным российским коллегой, филологом, руководителем кафедры словесности в «Новой школе» в Раменках (г. Москва), преподавателем Школы-студии МХАТ Сергеем Волковым, который взялся ответить на весьма важный вопрос: «Как построить интересный урок литературы?». Опираясь на свой 27-летний опыт преподавания русской литературы, гость рассказал о применяемых методиках преподавания, поделился эффективным опытом, а также своими педагогическими наработками.

О подробностях этой увлекательной встречи, интересном и полезном опыте филолога читайте в журнале «Образование Минщины».

 

Фіраго І. М. «Эфектыўная форма самарэалізацыі»

Метадыст метадычнага аддзела па арганізацыі навучання менеджэраў адукацыі і дзяржаўных служачых Мінскага абласнога ІРА ўпэўнена, што адной з важных мэт дзейнасці кіраўніцтва ўстановы адукацыі з’яўляецца стварэнне прафесійна-асобаснай зоны поспеху для кожнага педагога, уключаючы і самаго кіраўніка, павышэнне зацікаўленасці ва ўдасканаленні свайго прафесійнага майстэрства, праяўленні творчай актыўнасці. Штуршком да творчай самарэалізацыі маладых кіраўнікоў з’яўляецца абласны конкурс «Малады дырэктар – 2019». Ён садзейнічае развіццю матывацыі педагогаў да пошуку новых творчых ідэй, павышэнню прэстыжу працы, папулярызацыі дасягненняў таленавітых настаўнікаў, інтэнсіўнаму і эфектыўнаму абмену педагагічнымі знаходкамі і вопытам дзейнасці, фарміраванню пазітыўнага іміджу школы, гімназіі і г. д. Такія конкурсы садзейнічаюць ініцыяванню прафесійнага і асобаснага росту супрацоўнікаў, выяўленню творчых людзей, здольных выконваць абавязкі кіраўнікоў устаноў, упраўленняў адукацыі і г. д.

Больш падрабязна пра конкурс распавядаецца ў новым нумары «ОМ».

 

Шаюк Н. М. «Конструируем творчески»

Не секрет, что конструирование способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, мелкой моторики ребенка. Но как сделать конструктор тем самым инструментом, который поможет развитию творческих способностей детей? Своим опытом делится заместитель директора по учебной работе средней школы № 2 Молодечно, где на занятиях объединений по интересам младших школьников обучают с помощью конструктора ЛЕГО по шести(!) образовательным программам: «ЛЕГО-творчество», «ЛЕГО-мир», «Разноцветные истории», «Английский с ЛЕГО», «ЛЕГО-театр», «ЛЕГО-выдумка».

Участники всех объединений по интересам – члены клуба «ЛЕГО Радуга». С первого по четвертый класс ребята разрабатывают ЛЕГО-проекты, представляют их в рамках ЛЕГО-турниров, конкурсов, фестивалей, конференций, выставок. На этапе организации работы клуба возникало множество вопросов. Как построить занятия, чтобы увлечь учащихся и поддерживать их стойкий интерес к проектной деятельности? Что предпринять, чтобы дети овладевали проектными умениями в творчестве? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в журнале «Образование Минщины».

 

Рак Н. М. «Перакуленае навучанне»

Настаўнік беларускай мовы і літаратуры гімназіі № 6 Маладзечна, дзе на інавацыйнай пляцоўцы ў практыцы педагогаў выкарыстоўваецца мадэль «Перакулены ўрок», дзеліцца пэўным эфектыўным вопытам па ўжыванні дадзенай мадэлі ў мэтах павышэння матывацыі школьнікаў да вывучэння беларускай літаратуры.

Як вядома, на ўроках літаратуры дзеці вучацца перш за ўсё гаварыць, мысліць, працаваць з тэкстам, разглядаць яго ў кантэксце культурнага развіцця. Для гэтага навучэнцам трэба валодаць пэўнай тэарэтычнай літаратуразнаўчай базай, на вывучэнне якой на ўроках не заўсёды хапае часу. У працэсе перакуленага навучання, атрымаўшы спасылку ад настаўніка на адпаведны рэсурс у інтэрнэце (відэаролік, артыкул, тэлеперадачу), з гэтым матэрыялам вучні могуць пазнаёміцца дома. Людзі па-рознаму ўспрымаюць новую інфармацыю. Перакуленае навучанне дае магчымасць вучню ў зручны для яго момант самастойна працаваць, спыняцца і перачытваць новую тэму столькі, колькі гэта неабходна.

Дамашняе заданне даецца звычайна загадзя, за тыдзень да ўрока. На самім жа ўроку вучні ўжо не вывучаюць новы матэрыял, а актыўна выказваюцца, абмяркоўваючы супярэчлівыя пытанні з аднакласнікамі.